Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них

Вопрос 1: Можно ли получить услугу «Выдача, замена паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в любом подразделении по вопросам миграции?

Если Вы проживаете или временно находитесь (прибыли из-за границы, из другого субъекта Российской Федерации) на территории РФ, за получением государственной услуги Вы можете обратиться в любое подразделение по вопросам миграции.

Государственная услуга по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, предоставляется подразделениями по вопросам миграции управлений, отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне по месту жительства, пребывания, фактического нахождения.

Вопрос  2: Госпошлина по услуге «Выдача, замена паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» оплачена, но не получена. Можно ли использовать квитанцию об оплате в счёт нового заявления?

Квитанцию об оплате по предыдущему заявлению можно использовать в счёт оплаты нового, если вы оплатили госпошлину, но ещё не обратились в ведомство и не получили услугу.

Вопрос 3: Как оформить паспорт без очередей и на 30% дешевле?

Воспользоваться Порталом государственных услуг Российской Федерации

Вопрос 4: Сколько действует внутренний паспорт гражданина РФ после смены фамилии?

Паспорт гражданина Российской Федерации, как внутренний, так и заграничный, становятся недействительными с момента изменения фамилии.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, документы и личные фотографии для получения или замены внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации должны быть поданы уполномоченным должностным лицам в течение 30 дней с момента наступления обстоятельств (в данном случае, смены фамилии).

Например, изменение фамилии произошло 10 ноября 2020 года (в органах ЗАГС произведена регистрация соответствующего события). Паспорт, оформленный на «предыдущую» фамилию будет недействительным уже 11 ноября 2020 года. Документы и фотографии для замены паспорта должны быть поданы до 12 декабря 2020 года. В противном случае, после 12 декабря 2020 года владелец паспорта может быть привлечен к административной ответственности за проживание по недействительному паспорту (часть 1 статьи 19.15 КоАП РФ – штраф в размере от 2000 до 3000 рублей).

Сроки замены паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (загранпаспорта), законодательством Российской Федерации не установлены. Заявление о выдаче заграничного паспорта на новую фамилию может быть подано сразу после получения нового внутреннего паспорта.

Вопрос 5: Как внести сведения о ребенке в паспорт родителей и какие документы для этого необходимы?

Внесение сведений о ребенке в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, родителя является исполнением функции по удостоверению наличия гражданства Российской Федерации у ребенка в возрасте до 14 лет.

Сведения о ребенке в паспорт гражданина Российской Федерации родителей вносятся при обращении заявителя (родителя, усыновителя) по его устной просьбе.

Заявитель (родитель, усыновитель) предоставляет документы, удостоверяющие личность и гражданство обоих родителей (паспорта) и свидетельство о рождении ребенка.

По вопросу внесения сведений о ребенке в паспорт гражданина Российской Федерации родители должны обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне по месту жительства родителей, месту жительства или рождения ребенка, месту нахождения либо фактического проживания ребенка.

Вопрос 6: Машиночитаемая запись в паспорте гражданина РФ не соответствует написанию фамилии и имени в заграничном паспорте. Не была ли допущена ошибка при оформлении паспорта гражданина РФ?

Несовпадение машиночитаемой записи в паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, написанию фамилии и имени во второй строке заграничного паспорта не свидетельствует о наличии в них ошибки.

Согласно пункту 153.2.5. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 № 851, формирование машиночитаемой записи в паспорте осуществляется в соответствии с Правилами и способом, установленным в приложении № 8 к Административному регламенту, с использованием способа кодирования информации, при котором буквам русского алфавита соответствуют определенные буквы латинского алфавита и арабские цифры.  Для заполнения нижней строки используется цифровой способ кодирования информации.

В заграничном паспорте в реквизите "Фамилия" во второй строке указывается фамилия заявителя способом транслитерации (простого замещения русских букв на латинские) в соответствии с рекомендованным ИКАО международным стандартом DOC 9303, часть 1. (Приказ МВД России от 16.11.2017 № 864 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации", пункт 156.2)

Вопрос 7: Как внести сведения о государственной регистрации заключения (расторжения) брака в ранее выданный паспорт гражданина Российской Федерации?

Согласно пункту 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, пункту 157 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 № 851, отметка о государственной регистрации заключения (расторжения) брака в ранее выданном паспорте гражданина Российской Федерации производится подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения гражданина на основании свидетельства о заключении (расторжении) брака, выданного органом ЗАГС либо уполномоченным органом иностранного государства. При этом в штампе указываются персональные данные супруга (супруги), которые у него (нее) были до вступления в брак или до расторжения брака.

Документы, выданные компетентным органом иностранного государства, должны быть легализованы либо на них должен быть проставлен апостиль, за исключением случаев, когда ни легализация, ни апостиль не требуются в соответствии с международным договором Российской Федерации, и переведены на русский язык.

Верность перевода документов с одного языка на другой должна быть удостоверена нотариально или должностным лицом консульского загранучреждения МИД России. Перевод документа с апостилем, нотариально удостоверенный за пределами Российской Федерации, требует проставления ещё одного апостиля на подпись и печать нотариуса, заверившего перевод. Если документ с апостилем переведен и перевод нотариально заверен на территории Российской Федерации, второго апостиля не требуется. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют заверения.

Вопрос 8: В течение какого срока со дня подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится её возврат?

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган, осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 No 117-ФЗ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;
  • отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие;
  • отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Вопрос 9: Порядок получения паспорта и его значимость для лиц, достигших 14-летнего возраста

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России